В сентябре во время встречи в клубе мы посмотрели сатирическим взглядом на памятники и архитектуру нашего города, а потом побывали в "фамильном" доме георгия Бондарева и узнали. как нелегко его было сохранить. По результатам встречи родилась статья в "Частной лавочке", вышедшей как раз к конгрессу казачества с надеждой, что казаки обратят на наше "обследжование". Вот текст той статьи:
"Наша столица донского казачества строилась как столица, поэтому ей есть чем похвастаться: Вознесенский кафедральный собор, комплекс корпусов НПИ, памятники Ермаку, Платову и Бакланову, триумфальные арки и т.д. Мы тоже гордимся, что можем свободно, хоть ежедневно, смотреть на исторические шедевры.
Но мы на то и сатирики, чтобы даже в любом хорошем пытаться найти какие-нибудь недостатки…
Памятники архитектуры – это «живые» свидетели прошлого. Экспонат музея, какая-нибудь личная вещь могут затеряться, и о них никто не вспомнит. А дворцы, дома и памятники вечно будут хранить сведения о далеких эпохах. Если, конечно, их не разрушат или не «осовременят» до неузнаваемости.
Мы решили посмотреть на достопримечательности города глазами сатириков Донского клуба юмористов, даже посвятили этому очередное заседание. И вот что заметило наше «сатирическое око».
Убрали красивые входные двери помещения редакции газеты «Знамя коммуны» (Московская, 20).
Ко многим старинным зданиям «приделали» железные двери, кованые козырьки заменили на пластиковые, словно господину во фраке на голову надели детские кепки.
Можно встретить остатки старинной лепки с обсыпавшейся штукатуркой, но зато «украшенной» новенькими пластиковыми окнами.
Вспомнили мы и пристройки к театру и дому культуры, которые впоследствии все-таки додумались убрать.
Может, новые произведения нас порадовали?
Много «обкультурено» было в волковскую эпоху. Главное, оказалось, не качество памятника, а надпись к нему. Сравните надписи на памятнике Ермаку, восстановленному памятнику Платову с надписью на поставленном вблизи собора «волковском» «Платове на ослике» (так его прозвали в народе). Разве какой-то губернаторишко, мэрчик сравнимы с Николаем II, в правление которого был установлен памятник Ермаку? Ведь не вспомнили царя-батюшку в начале века, и атамана не упоминали, а на новом памятнике зато прилепили фамилию Водолацкого!
Захотелось Панфилычу «Макдоналдс» в самом центре, чтобы из окна мэрии было видно – сляпали. Вместо ресторана или, если уж так хотелось, бистро, но в казачьем стиле! Рядом музей, туристский маршрут.
И фонтан – «не фонтан» у атаманского дворца бросился нам в глаза!
Подходили мы к памятник Деволану, раскритикованному специалистами. Просятся строчки:
«Удивился Деволан:
Это кем я так сваян?
Надо ж знать, ребята, меру,
Выполняя прихоть мэра!»
Мы обращаемся к жителям, особенно казачеству. Давайте сохранять и восстанавливать облик нашей столицы.
На Баклановском проспекте находится манеж, построенный в довоенные годы для конных соревнований. Потом он был передан военным и до сих пор используется как хранилище техники. И это в столице казачества! В 90-е годы была попытка превратить этот манеж в спортивно-культурный центр, ведь у нас город молодежный, приходится ездить любителям спорта и развлечений на соревнования и концерты в Ростов. Директор ПО «Магнит» в ту пору обещал построить дом для военнослужащих, а военные должны были передать манеж городу. Но лихие 90-е не позволили реализовать эту идею. Письмо в военный округ с предложением без передачи манежа городу превратить его в спортивно-культурный центр армии осталось без ответа.
Во время приезда в город А. Собчака и В. Путина мы обещали вернуть спуску Герцена его первоначальное название — Санкт-Петербургский проспект, как это сделали петербуржцы с Красногвардейским, вернув его прежнее, приятное для нас — Новочеркасский. Но ни депутаты, ни «Единая Россия», куда мы обращались, не решились на это.
Мы, сатирики, критикуем для того, чтобы все больше интересных достопримечательностей могли попасть в буклеты о нашей столице, а не были объектом сатиры. Более того, мы хотим участвовать в этом благородном деле.
Пример тому – музей деда Щукаря, где мы собираем и показываем молодому поколению донские экспонаты, отражающие местный быт 19-20–х веков. И первую городскую народную скульптуру хотим установить."